MINI Cooper: Доступное жилье

Red Bull. Снег и адреналин

Углеродный рай


SUPERПРОЕКТ



SUPERТЕСТ
тест-драйв от первого лица

SUPERИНТЕРЕСНОЕ

SUPERНОВОСТИ
Ravon / RAVON R2 – 369 000 РУБЛЕЙ / 03 февраля 2016 г.

Supercar > Легенда > Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

10.01.2014


Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Под конец года по-тихому ушла Lada Samara. Нужно признаться, провожаем без сожалений. Знаковая для 80-х годов машина за три десятилетия безнадежно устарела. А ведь когда-то это был не только первый автомобиль, но и первый суперкар.

Лицензионные "Жигули" уже при появлении на свет были в некотором роде "осетриной второй свежести" и выигрышно смотрелись разве что на фоне "Москвича". К концу семидесятых переход на переднеприводную схему стал неизбежнее построения коммунизма.




Еще в 1971-м, когда завод в Тольятти только выходил на запланированные объемы производства "копеек", вазовские конструкторы начали эксперименты с передним приводом. Так что с постройкой прототипа модели 2108 проблем не возникло.
Прототип "восьмерки" был готов 31 декабря 1978 года, но не завелся двигатель. Машина поехала только 2 января 1979-го. Но было очевидно, что для окончательной доводки машины своими силами не обойтись и нужно искать зарубежного партнера.

Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Fiat ответил отказом, посоветовав туринскую компанию UTS, с которой в итоге и был заключен контракт на технологическую проработку проекта. В качестве партнера по инжинирингу привлекли ни много ни мало — компанию Porsche. Она не была конкурентом АвтоВАЗу и, кроме того, имела большой опыт по разработке автомобилей для сторонних компаний. А для ВАЗа она пыталась осовременить (без особого успеха) классические "Жигули" и "Ниву".

Таким образом, Porsche стала ответственной за техническую проработку проекта "Гамма", немецкие инженеры поработали над подвеской, силовым каркасом кузова, компоновкой салона новейшей вазовской модели. Проект подразумевал создание трехдверного хэтчбека с мотором объемом 1.3 л. Кстати, двигатель, предложенный Porsche, отклонили в пользу собственной вазовской разработки. Впрочем, забракованный советскими инженерами силовой агрегат позже появится под капотом Seat Ibiza, испанский хэтч тоже разрабатывали поршевские инженеры. Дизайн "Зубила" был отечественным и вполне отвечавшим веяниям мировой автомобильной моды тех лет. Правда, существует легенда, что главный дизайнер Porsche Анатолий Лапин подарил вазовцам дверные ручки от Porsche 924 — на прототипе восьмерки были выштамповки, как на "Оке".

Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Кстати, в создании "десятого" вазовского семейства Porsche участвовала меньше, ограничившись аэродинамикой кузова. Наверное, поэтому машина получилась такой унылой. ВАЗ-2108 "Спутник", позже "Самара" пошел в производство в декабре 1984 года. Спустя два года на конвейер встала пятидверная "девятка", а спустя еще три — "99-й" седан.

Отечественный водитель наконец-то сел за руль современного автомобиля. Да что там СССР, первое время "Самары" неплохо расходились и в Европе и некоторое время выпускались на финском заводе Valmet, который также собирал Porsche Cayman и Fisker Karma. Европейские фирмы облагораживали внешность и интерьер экспортных машин, делали из них кабриолеты.

Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Несмотря на поршевский инжиниринг, лицензионные комплектующие от именитых фирм вроде ZF, Bilstein, Lucas, "Самара" не была идеальной машиной. Вспомним хотя бы гремучий салон. Да и моторы были откровенно хилыми — 1.1, 1.3, 1.5, позже 1.6 и мелкосерийный 1.8. Была, правда, версия с роторно-поршневым мотором мощностью сначала 120, а потом 140 л. с. Причем купить ее мог любой желающий — такие машины стоили на 2-2,5 тысячи долларов дороже стандартной. Но радости дарили куда больше — 8,5 с до "сотни" и максимальная скорость под 200. Вот только реальный ресурс мотора до обещанных 125 000 километров не дотягивал, а заводская гарантия заканчивалась на 30 тысячах. Да и расход был многоват.  

"Самара" на долгие годы стала излюбленным объектом для тюнинга, особенно трехдверка — у нее был самый жесткий кузов. Турбовые машины мощностью за 200 л. с., с коротким передаточным рядом проезжали четверть мили за 11 секунд, "рвали" всех и вся и проживали яркую, но короткую жизнь.

Грех не вспомнить и раллийные "Зубила". К примеру, сделанную для Дакара Lada Samara T3 с 300-сильным оппозитником (угадайте, чьим) и полноприводной трансмиссией от Porsche 959 Dakar. Спортпрототипы строились по заказу французского импортера Лад. От серийной машины остался (и то приблизительно) внешний вид и… стекла. В 1990 году знаменитый бельгиец Жаки Икс пришел на Samara T3 седьмым в абсолютном зачете. Дальше была победа на "Ралли Фараонов", неплохие результаты на ралли Тунис и Атлас.

С 1997 года Волжский завод затеял серьезный рестайлинг семейства "Самара" в обратной последовательности: сначала обновился седан, потом пятидверка; очередь до трехдверки дошла только в 2003-м. Положа руку на сердце, рестайлинг не сделал модельный ряд "Самара-2" ни современнее, ни привлекательнее. Вдобавок новый обвес изготавливался из отвратительного качества хрупкого пластика. Плюс немотивированное повышение цен, плюс нежелание новых покупателей мириться с условным комфортом и никудышной безопасностью.

Lada Samara. Роторные моторы, Дакар и Porsche

Неудивительно, что продажи "Самары-2" постоянно снижались, а с появлением страшненькой, но все-таки более современной Гранты рухнули окончательно. В октябре нас покинула трехдверка, а теперь последняя из могикан — пятидверная "Самара". Конечно, "Зубила" разных лет выпуска в один момент никуда не денутся и еще долго будут встречаться на дорогах. Но когда-нибудь коллекционеры автостарины будут хвалиться редчайшим приобритением: ВАЗ-2108 с коротким крылом и низким торпедо.

Прощай, "Зубило". Как поется в песне: "Остается в сердце нежность". Только никаких "до новых встреч". Ни в коем случае.


Вернуться назадНа главную

SUPERПОПУЛЯРНОЕ, ВАЗ, Porsche


Также по теме:

- Porsche создал домашний бар вместе с Johnnie Walker
- Porsche - ягодка опять
- Porsche Design: новый хит Бродвея


Комментарии

  • Facebook
  • Supercar.ru
  • Вконтакте



SUPERПРОЕКТЫ

SUPERБРЕНДЫ