Ford. Просто космос

Самый быстрый кабрио - их будет всего 5 в мире

PROполировку с Небылицким. Превращаем поцарапанный Мерседес в новый


SUPERПРОЕКТ



SUPERТЕСТ
тест-драйв от первого лица

SUPERИНТЕРЕСНОЕ

SUPERНОВОСТИ
Ravon / RAVON R2 – 369 000 РУБЛЕЙ / 03 февраля 2016 г.

Supercar > Легенда > SUPERфакты. Jaguar

SUPERфакты. Jaguar

05.02.2014


SUPERфакты. Jaguar

Изначально компания Jaguar называлась SS, но уже к середине тридцатых эти буквы, вписанные в эмблему с крылышками, вызывали негативные ассоциации, а после войны название компании пришлось срочно менять. На самом деле аббревиатура SS расшифровывалась достаточно безобидно: Swallow Sidecar.


Фирмочка, разместившаяся в гараже, принадлежащем некоему Своллоу, в первое время выпускала изящные мотоциклетные коляски (sidecar) из алюминия.  Swallow — по-английски это еще и ласточка, ее крылья были изображены на логотипе компании.
SUPERфакты. Jaguar

Swallow Sidecars, организованная в 1922 году двумя Уильямами: Лайонсом и Уолмсли, через несколько лет превратилась в ведущего производителя мотоколясок. Однако же большого дохода это не приносило, и в 1927 году компаньоны решились на выпуск автомобильных кузовов, тоже алюминиевых. Самым массовым "носителем" кузова SS был Austin 7, сделали 2500 таких машин. Для производства Austin Swallow компания переехала в более просторный завод в Ковентри. В 1934 году Уильям Уолмсли покидает компанию из-за разногласий с Лайонсом.

SS изготавливала автомобили на шасси Fiat, Wolseley, Swift. Но самым плодотворным оказалось сотрудничество с компанией Standard, которая поставляла для компании Лайонса шасси и двигатели, сначала стандартные, а позже и модернизированные. Представленный в 1931-м году на лондонском автосалоне SSI (Standard Swallow) был самым низким британским автомобилем и, как гласила реклама, выглядел на 1000 фунтов, хотя и стоил втрое дешевле. А ведь параллельно выпускалась еще более доступная модель — SSII.

SUPERфакты. Jaguar

Автомобили SS первоначально привлекали покупателей эффектным внешним видом и ценой, но постепенно они становились более мощными и спортивными, объем двигателей вырос сначала до 2,5, а потом и до 3,5 литра. Модель SSI прозвали автомобилем для грубиянов. Девизом компании стали слова "Грация, размах, скорость". Необходимо было придумать новый тотем — ласточка уже не годилась.

Из списка зверей и птиц, предоставленного рекламным агентством Nelson, был в итоге выбран ягуар, хотя он сперва и не понравился Лайонсу. Эмблему нарисовал художник Фредерик Гордон-Кросби. Ягуаром сначала называют модель SS 90 (1935 год), а потом и SS 100 с 3,5-литровым мотором.

SUPERфакты. Jaguar

В 1933 году автомобили SS приняли участие в гонке Alpine Trial, несмотря на участие более быстрых и именитых машин, завоевали командное первенство. В начале 50-х команда Jaguar, в которую некоторое время входил легендарный Стирлинг Мосс, приняла участие в Ле-Мане. Болиды C-Type, а потом и D-Type оказались серьезными противниками Mercedes и Aston Martin. Однако в 1957 году Jaguar уходит из автоспорта и концентрируется на разработке новых Ягуаров для дорог общего пользования. Инженеры компании использовали гоночные наработки и в серийных машинах, например, дисковые тормоза, впервые испытанные на гоночном C-Type в 1952 году. А дизайном нового спорткара E-Type занялся Малькольм Сэйер, создавший обтекаемые кузова для гоночных C-Type и D-Type.

В 70-х на Ягуарах выступали американские гонщики из Group44 и Huffaker. В 1988 году автомобиль, подготовленный компанией Tom Walkinshaw Racing (TWR), одерживает первую с 1957 года победу в Ле-Мане. Под контролем концерна Ford в 1999-м году создается команда Формулы-1 Jaguar Racing, которая не показала особых результатов. В 2005-м она была продана компании Red Bull и стала называться Red Bull Racing.


До 1955 года автомобили SS и Jaguar были рамными. Первым автомобилем компании с несущим кузовом стал седан Mk I. А первым Ягуаром с независимой задней подвеской — спортивный E-Type. Первоначально кузова SS были алюминиевыми на деревянном каркасе, однако к концу тридцатых компания переходит на полностью стальные. Тем не менее, ранние послевоенные родстеры XK120 несли кузова, сделанные по старинке из дерева и алюминия.

Алюминиевыми были и прототипы родстера E-Type. В 2003-м году автопроизводитель снова начал делать кузова некоторых своих автомобилей из крылатого металла (XJ, XK).

Во время Второй мировой производство компании SS было переориентировано на военные нужды. Но во время ночных дежурств был инженерами создавался будущий мотор 3.4 для спорткара XK. Кроме того, были разработаны прототипы армейских внедорожников: маленький VA с мотором воздушного охлаждения и VB c 8-цилиндровым двигателем Ford. Оба так и остались прототипами. К идее внедорожника, уже гражданского, компания вернулась только в 2013 году, показав концепт С-X17.

Послевоенные флагманские модели Jaguar были громоздкими и старомодными. Даже седаны Mark X/420G, вполне современные с технической стороны. Новая модель XJ (eхperimental Jaguar — обозначение прототипа унаследовала и серийная модель) была изящнее и короче, но сохранила стилистику предшественников. Это был последний автомобиль, разработанный под непосредственным контролем Уильяма Лайонса, и он дебютировал осенью 1968 года, уже после слияния Jaguar и BMW. До 1998 года XJ оставался единственным седаном компании, и его стиль особо не менялся.

Седан XF, показанный на Франкфуртском автосалоне в 2007-м году, призван был заменить плохо продающийся S-Type. Он ознаменовал конец эры ретро-дизайна автомобилей Jaguar. Вскоре новый флагман в стилистике Яна Каллума пришел на смену классическим, но уже ставшим старомодными формам модели XJ.

Уильям Лайонс определял дизайн автомобилей и руководил компанией вплоть до 1968 года. Одни жаловались на его диктат, скупость, высокомерие, консервативность и неумение рисовать, для других он был настоящим джентльменом и очень милым человеком с великолепным вкусом. Однако именно Лайонс создал Jaguar, и успех небольшой компании, пережившей более именитых британских автопроизводителей, можно приписать именно ему.

Будущий родстер XK был нарисован Лайонсом на сигаретной пачке и стал родоначальником стиля современных Ягуаров. Но дебютировавший в 1948-м году автомобиль был интересен не дизайном и не конструкцией кузова, а двигателем. Рядная шестерка 3.4 с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания развивала 160 л. с. и разгоняла родстер первых серий с более легким алюминиевым кузовом до рекордных 193 км/ч. Позже мощность двигателя подняли до 210 л. с. Этот мотор оказался таким удачным, что, неоднократно совершенствуясь, выпускался вплоть до начала 90-х.

Спортивный XK был красив для начала 50-х, но время неумолимо. В 1961-м его заменил изящный E-Type, нарисованный Майклом Сэйером, пришедшим в Jaguar из авиастроения. Это был не только красивый — сам Энцо Феррари восторгался его формами — но еще и технически совершенный автомобиль: обтекаемый несущий кузов, дисковые тормоза, полностью независимая подвеска. Машина предназначалась в первую очередь для рынка США. По просьбам американцев, с 1966 года начали выпуск четырехместного купе, увеличившиеся габариты которого позволили разместить в тесном спорткаре коробку-автомат. Росла и мощность моторов, последняя III серия спорткара оснащалась двигателем V12.

На смену E-Type пришла модель XJS, которой до успеха предшественника было далеко. В 1996 году ее сменил более спортивный XK, построенный на одной платформе с Aston Martin DB7. Спустя 10 лет было выпущено второе поколение спорткара. Представленный в 2012-м году алюминиевый F-Type ознаменовал возвращение компании к небольшим спортивным купе и родстерам типа SS 100, XK и E-Type.


В 1960 году Jaguar приобретает британского автопроизводителя Daimler — Лайонса интересует производство бронеавтомобилей. Позже в состав его империи входят Coventry Climax, Guy Motors и Henry Meadows. Однако лишившись единственного наследника, Лайонс решается на слияние с концерном British Motors (BMC). Он фактически утрачивает контроль над компанией и через несколько лет подает в отставку. Став частью BMC, позже British Leyland, Jaguar лишился самостоятельности. Гигантский автоконцерн лихорадило от забастовок, в 1973 году разразился нефтяной кризис. Качество автомобилей Jaguar падало, а производственные мощности стремительно устаревали.

В 1984 году правительство Тэтчер национализировало Jaguar, сохранив за собой "золотую акцию" — британский автопроизводитель был таким образом защищен от поглощения до 1990 года. А в 1990-м Jaguar и Land Rover были куплены концерном Ford. Фордовцы сравнили производство Ягуаров с российскими заводами и привнесли культуру производства и новые технологии — все то, чего не хватало британской компании. В 2008-м Ford из-за финансовых проблем продал Jaguar и Land Rover индийскому автогиганту Tata. Под руководством индийцев произошло объединение британских компаний.


В 1988 году на мотор-шоу в Бирмингеме был показан концепт суперкара XJ220, созданный коллективов инженеров-добровольцев Saturday Club. Цифра 220 —скорость в милях в час (350 км/ч). Двигатель V12, полный привод и обтекаемый кузов заставляли поверить в такую невероятную динамику. Но серийная версия, производством которой занялось подразделение Jaguar Sport (совместный проект Jaguar и TWR), получила более скромный V6 с турбонаддувом и лишилась полного привода. Многие клиенты стали отказываться от покупки, и хотя машина доказала, что вправе носить индекс 220, проект ягуаровского суперкара вряд ли можно назвать успешным.

В 2010 году к 75-летию компании был построен газотурбинный гибридный суперкар С-Х75. И хотя в компании заявляли о мелкосерийном производстве, решено было ограничиться всего пятью машинами.

Вернуться назадНа главную

Jaguar, истории, Land Rover, SUPERИСТОРИИ


Также по теме:

- Новогодний эксклюзив
- Jaguar спускается на воду
- Jaguar XJ220: 20 лет спустя


Комментарии

  • Facebook
  • Supercar.ru
  • Вконтакте



SUPERПРОЕКТЫ

SUPERБРЕНДЫ